Спор касается судна «Ангара», которое сгорело в 2022 г., перевозя более 500 праворульных машин из Японии.
Пожар случился в 2022 г. и оказал заметное влияние на авторынок Приморья. Фото change.org. Как стало известно АСН, «Росгосстрах» в первой инстанции (АС Приморского края) проиграл спор с кипрской компанией Grintsurt limited («Гринстсурт Лимитед»), которая требовала от страховщика в пересчете на рубли по актуальному курсу 255 млн. 221,7 млн из них — страховое возмещение, 33 млн — проценты за пользование чужими денежными средствами. Также «Росгосстрах» должен заплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга по страховому возмещению, начиная с 17 сентября и по день фактической оплаты долга.
Grintsurt limited обратилась в суд в феврале 2024 г. с иском о взыскании более $2,7 млн и почти ¥24 млн. Иск связан с пожаром на судне «Ангара» (построено в Японии в 1995 г., является перевозчиком транспортных средств, ходит под флагом Сьерра-Леоне).
Инцидент произошел 25 июня 2022 г. в Японском море у берегов Японии. 115-метровое судно везло из японского порта Тояма во Владивосток 522 подержанных транспортных средства (503 легковых автомобиля, 15 мотоциклов и 4 единицы спецтехники) и 94 паллеты сборного груза (запчасти и т.д.). В результате огненного бедствия были уничтожены все паллеты и 254 транспортных средства, также было повреждено само судно. Пожар не могли потушить несколько суток. На борту находилась команда из 25 россиян, их спасло судно береговой охраны Японии, доставив в местную гостиницу.
Случившийся пожар вызвал огромный резонанс среди жителей Приморья, чей груз находился на корабле. Также оценивалось его негативное влияние на авторынок Дальнего Востока.
Фрахтователем судна выступила владивостокская компания «Мирель Авто». В июле 2023 г. она обратилась в арбитраж с требованием взыскать с «Гринстсурт Лимитед» почти 223 млн в пересчете на р. в качестве возмещения ущерба за сгоревший груз. Месяцем ранее судовладелец отказал в выплате («Мирель Авто» направляла претензию), ссылаясь на то, что ждет решения по страховой выплате от «Росгосстраха», с которым был заключен договор.
Как сообщали АСН в пресс-службе страховщика, компания приняла решение об отказе в выплате страхового возмещения, поскольку отчетами сюрвейеров были установлены признаки грубой неосторожности судовладельца. В документах суда есть пара предложений, благодаря которым становится понятно, в чем заключалась эта «неосторожность». По мнению сюрвейеров, члены экипажа вели деятельность «по разборке и переоборудованию перевозимых на судне б/у автомобилей». Проще говоря, занимались распилом. А в таком деле всегда присутствуют болгарка и газовый резак.
Судовладелец в арбитраже отверг эту версию причины пожара и сослался на другую: загорание горючих материалов в грузовом трюме на 4 грузовой палубе вследствие эксплуатации переносной электрической ламы освещения. Такое заключению сделали в «Судебно-экспертном учреждении Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория». Позиция суда оказалась следующей: пожар возник во время перевозки, когда действовал договор фрахтования, и нет доказательств того, что он случился по вине лиц, не связанных с перевозчиком. Значит, перевозчик должен платить вне зависимости от того, что именно стало причиной инцидента.
Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений. Но далее «Мирель Авто» и «Гринстсурт Лимитед» заключили мировое соглашение, по которому первая компания взамен возмещения стоимости утраченного груза предоставляет второй компании отступное в виде права требования к «Росгосстраху» (как страховщику) страхового возмещения. Арбитраж утвердил это мировое соглашение, несмотря на возражения РГС, заявлявшей, что пожар не признан страховым случаем, соответственно, и соглашение об отступном не имеет юридической силы. Да и вообще, заметили в РГС, «Гринстсурт Лимитед» является иностранной компанией, резидентом недружественного государства.