Страховщики допустили появление страхования сделок с авто из-за «схемы Долиной»

10

В связи с участившимися случаями мошенничества с квартирами и машинами по «схеме Долиной» обсуждаются различные меры защиты. Одна из идей — привлечь к борьбе с мошенничеством страховые компании.

Адвокат Александр Добровинский в беседе с Autonews.ru заявил, что в России следует ввести обязательное страхование сделок с автомобилями. Прежде аналогичные меры уже предлагались с целью защитить покупателей, которые заключили договор с продавцом-банкротом. Тогда речь шла о титульном страховании (страхование риска потери недвижимости из-за проблем после сделки).

Как отмечают страховщики, на фоне скандала с певицей Ларисой Долиной на рынке недвижимости стремительно стал расти спрос на подобные полисы. Однако у водителей нет возможности воспользоваться этой услугой.

Термин «схема Долиной» появился после резонансного случая, когда в марте 2025 года Хамовнический суд Москвы удовлетворил иск певицы к Полине Лурье, признав недействительной сделку по продаже квартиры. По словам Долиной, она стала жертвой мошенников и согласилась на продажу, будучи введенной в заблуждение. Разбирательства продолжатся в Верховном суде.

По мнению адвоката Добровинского, обязательное страхование сделок с машинами будет выгодно для всех сторон. Сам процесс покупки автомобиля при этом стал бы более прозрачным.

«Страховщики должны были бы проверить состояние одного и другого [участника сделки]. Занимает это небольшое время, но при этом выгодно всем: государству, которое избавляется от сложных перипетий в судах, судам, которые не будут загружены исками, мошенникам, которые сразу отскочат от этих сделок, и страховщикам, которые зарабатывают деньги», — считает юрист.

Если страховая компания по какой-то причине сочтет сделку небезопасной, то она просто откажет в своей услуге, рассуждает Добровинский. Он добавил, что если бы сделку Долиной проверили страховщики, то проблем и скандала удалось избежать.

По оценкам юриста, страхование сделок с автомобилем стоило бы относительно недорого — максимум 30 тыс. р.

«Я считаю, что это выход вообще для всех и на долгие годы Добросовестный покупатель не пострадает, у него не заберут автомобиль», — подытожил адвокат.

Страховщики рассказали Autonews.ru, что возможности страхования сделок для водителей до сих пор не существовало из-за малого спроса. Тем не менее они не исключили появление «титула» в будущем.

«Пока на рынке нет титульного страхования для автомобилей, так как просто не существовало спроса на такую защиту. Разработать подобную страховую защиту (страхование на случай потери права собственности в результате решения суда или, допустим, изъятия ГАИ) вполне возможно. Но внедрение такого страхования довольно трудоемко», — заявил вице-президент «Ренессанс страхования» Сергей Демидов.

Читать также:  РСА обеспокоен низким уровнем страхования такси по ОСАГО

В частности, потребуется создавать инфраструктуру для юридических проверок сделок с автомобилем (так как предъявить на него претензии может и не последний собственник, а кто-то из предыдущих), пояснил страховщик.

По словам Демидова, новый вид страхования может появиться при двух условиях. Первое — если правоприменительная практика по лишению прав собственности на купленные автомобили сохранится как минимум еще в течение нескольких месяцев, а второе — к такому виду страхования проявят интерес банки, выдающие автокредиты.

У населения действительно возник интерес к титульному страхованию автомобилей, однако пока не массовый, отметил заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Дмитрий Соколов. По его словам, рост спроса связан не только со «схемой Долиной», но и с ростом перепродажи подержанных автомобилей.

«Мы продолжаем анализировать перспективы и в случае реального запроса со стороны клиентов готовы выпустить подобный продукт По сути это будет тот же титул с теми же формами риска. Изменится только сумма выплат», — заявил Соколов.

Автоэксперт и руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков, напротив, раскритиковал идею страхования сделок с машинами. По его словам, в конечном итоге компании не пойдут на этот шаг из-за большого количества непроверяемых рисков, которые невозможно исключить на этапе заключения сделки.

«Второй момент — сроки страхования. Они ничем не обозначены, потому что срок исковой давности, например, составляет три года. А через десять лет может появиться человек, который будет оспаривать сделку и восстанавливать сроки исковой давности», — пояснил Шелков.

«Можно провести аналогию с автомобильной страховкой каско, защищающей от угона и утраты автомобиля. Как показывает практика, если автомобиль выбыл из владения человека мошенническим путем, то страховые компании отказывают и не признают это страховым случаем», — подчеркнул он.

В связи с этим, отмечает Шелков, реализация задумки вряд ли возможна. Вместо этого эксперт предложил «замораживать» сделки в случае риска мошенничества на две недели — этого времени жертвам аферистов хватит, чтобы «прийти в себя», подать заявление в полицию и оспорить сделку. В таком случае, по словам Шелкова, риски для обеих сторон будут минимальны.