К финомбудсмену под видом потребителей все чаще стали обращаться «автоюристы»

21

Служба финансового уполномоченного отмечает рост активности третьих лиц, которые обращаются к финомбудсмену под видом потребителей.

Об этом сообщила Финансовый уполномоченный Светлана Максимова, выступая на конференции «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании». По ее словам, увеличилось количество случаев, когда формально обращение направлялось финансовому уполномоченному потребителем, однако ряд признаков свидетельствовали о том, что фактически оно составлено и направлено представителем потребителя.

Прежде всего, это касается обращений по ОСАГО, когда в Службу фактически обращаются «автоюристы», — отметила Светлана Максимова.

По оценкам Службы финансового уполномоченного, в 2024 г. так называемыми «скрытыми» третьими лицами было подано 46 тыс. обращений, тогда как в 2023 г. таких обращений насчитывалось 37, 8 тыс.

По мнению Светланы Максимовой, проблема «скрытых цессионариев» однозначно требует нормативного решения путем введения идентификации лиц, непосредственно подающих обращение финансовому уполномоченному. «Идентификацию можно проводить через МФЦ при подаче обращений финансовому уполномоченному в бумажном виде. Центральный банк совместно со Службой финансового уполномоченного уже разрабатывают соответствующие поправки в Закон о финансовом уполномоченном», — отмечает Светлана Максимова. 

На сегодня Служба в рамках действующего регулирования уже апробировала взаимодействие с МФЦ в части направления обращений финансовому уполномоченному. Подать обращения финансовому уполномоченному через отделения МФЦ можно в 12 регионах России, в их числе Белгородская область, Воронежская область, Калужская область, Красноярский край, Курская область, Орловская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Чувашская Республика.

Читать также:  «Эксперт РА» отозвал без подтверждения рейтинг СК «Ю-Лайф»

Светлана Максимова также сообщила, что количество обращений в отношении страховых организаций в 2024 г. практически не изменилось по сравнению с 2023 г. и составило 117 941. 

«При этом распределение обращений внутри видов страхования показывает те проблемы, которые мы видим в урегулировании убытков», — отметила Светлана Максимова. 

Так, количество обращений, связанных со страхованием жизни и страхованием от несчастных случаев и болезней в 2024 г. снизилось практически в два раза. 

По мнению Светланы Максимовой, это связано с внесенными в прошлом году изменениями в нормативное регулирование, что устранило множество спорных вопросов, связанных с возвратом премии по таким договорам.

Вероятно, поэтому страхование жизни и страхование от несчастных случаев и болезней утратили свою популярность. При кредите все чаще стали предлагать ДМС, который, по мнению банков и страховщиков, менее урегулирован и позволяет, опять же, по их мнению, в отдельных случаях не возвращать потребителю страховую премию. 

«Однако хочется полагать, что рост обращений по ДМС все же связан, среди прочего, с развитием этого вида страхования», — заключила Финансовый уполномоченный.