РКН: страховые агенты и брокеры обязаны уведомлять о работе с персональными данными

8

В ведомстве назвали их самостоятельными участниками страховой деятельности.

Иллюстрация sun9-31.userapi.com. Пресс-служба Роскомнадзора в ответ на запрос АСН разъяснила, как некоторые участники страхового рынка должны реагировать на последние изменения законодательства по работе с персональными данными.

«Страховые агенты и брокеры, согласно статье 8 Закона 4051-1 «Об организации страховой деятельности», выступают как самостоятельные участники страховой деятельности и обрабатывают персональные данные, — заметили в ведомстве. — В связи с этим они обязаны соблюдать требования Закона о персональных данных, включая уведомление Роскомнадзора об осуществлении обработки персональных данных согласно статье 22. Для удобства операторов на Портале персональных данных Роскомнадзора (https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/) предусмотрена возможность не только сформировать уведомление, но и направить его в территориальный орган ведомства».

 

Как уже сообщало АСН, 30 мая в России ужесточили ответственность за нарушения в работе с персональными данными (ПД). Увеличились штрафы за незаконный сбор ПД (для физлиц теперь, в том числе — самозанятых от 10 тыс. до 15 тыс. р., для ИП и юрлиц — от 150 тыс. до 300 тыс. р.). Начали действовать новые штрафы за неуведомление Роскомнадзора о начале обработки ПД (для физлиц — 5 тыс. — 10 тыс. р., ИП и юрлиц — 100 тыс. — 300 тыс. р.). За неуведомление об утечке ПД в течение 24 часов штрафы для физлиц теперь составляют 50 тыс. — 100 тыс. р., ИП и юрлиц — 1 млн — 3 млн р. За утечку ПД — для физлиц от 100 тыс. до 400 тыс. р., ИП и юрлиц — от 3 млн до 15 млн р. Единственный позитивный момент в этой истории: на нарушения законодательства о ПД распространяется часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, которая позволяет заменить штраф на предупреждение, если нарушение обнаружено впервые.

Раньше многие не обращали внимания на требования законодательства ввиду незначительных штрафов. В этой ситуации на РКН обрушился вал заявлений в конце мая, что вызвало сбои сервиса приема этих заявлений. По данным РКН, которые приводит Forbes, если обычно ведомство регистрировало от 500 до 800 уведомлений в сутки, то 23 мая это число достигло 70 тыс., 26 мая — 101 тыс., а 27 мая — 150 тыс. «В настоящее время в реестре РКН содержатся сведения уже о 1 175 009 операторах персональных данных», — говорится в статье Forbes.

Читать также:  Гендиректором «РК-Страхование» назначен Вадим Быков

В страховой отрасли ажиотаж в связи с ужесточением законодательства поднялся в агентской среде. Агенты не понимают, обязаны они направлять в РКН уведомление о начале обработки ПД или нет.

В ВСК считают, что сотрудничающие с компанией агенты являются операторами по обработке персональных данных. «Все страховые агенты компании обязаны подавать уведомления в РКН сами», — подчеркнули в ВСК.

В «РЕСО-Гарантии» в ответ на запрос одного из агентов заявили, что агент как физическое лицо или ИП, действуя на основании агентского договора в интересах компании, не должен уведомлять РКН о начале обработки персональных данных. Причина, по мнению «РЕСО-Гарантии», следующая — оператор в этой ситуации не меняется, им остается страховщик в виде «РЕСО-Гарантии». Но в компании перестраховались и заметили: «Речь идет только об агентах „РЕСО-Гарантии“».

В «Ингосстрахе» своим агентам также пояснили, что они не должны подавать уведомления в РКН. «Оператором обработки ПД остается „Ингосстрах“», — уточнил страховщик.

Онлайн платформы для страховых агентов и брокеров заняли противоположную позицию. Они считают, что агенты являются операторами по обработке ПД. В частности, такую информацию в конце мая распространила платформа «Пампаду».

Сами страховые агенты также разделились на два лагеря. Одни не собираются подавать уведомления, другие говорят, что лучше перестраховаться в этом вопросе. «У меня ИП и я не хотел бы штраф 300 тыс. р., хоть и за 6 лет проверок не было, — рассказал АСН страховой агент Кирилл, работающий в Москве. — А так аргумент будет пополнить казну. Вообще, агенты работают и через агентский договор, и через площадки, и через личные кабинеты клиентов на сайте (что как бы нельзя). Получают документы от клиентов через мессенджеры, а там и паспорта, и телефон, и прочее. Поэтому я думаю, что все равно стоит подать в РКН информацию. Вопрос больше в том, как грамотнее это сделать и заполнить анкету. Обычному агенту очень сложно в этом разобраться…»

Многие площадки, чувствуя своих клиентов и их переживания по поводу сложностей в отправке уведомлений, подготовили свои памятки для агентов. Сделали это, помимо «Пампаду», например, «Финуслуги», «Инссмарт» и «Сравни».

«Любое имя, телефон или паспорт клиента — уже персональные данные».