Неудачливый газовоз второй раз попадает в аварию.
С этим газовозом что-то надо делать. Две крупные аварии за 4 года эксплуатации… Какая компания захочет теперь продать «ОСАГО» на него?! Фото vesselfinder.com. АСН стало известно, что арбитраж Мурманской области частично удовлетворил иск кипрского фрахтователя Saddleback Shipping Ltd, который судится с «Атомфлотом» и «ВСК» из-за столкновения ледокола и газовоза на Ямале. Оба судна задействованы в работе важнейшего для РФ проекта по производству сжиженного газа.
Суд постановил взыскать с «ВСК» $240 тыс. в виде реального ущерба (25% от страховой суммы в $1 млн за вычетом безусловной франшизы), с «Атомфлота» — почти $2,8 млн, из которых $800 тыс. — ущерб, $256 тыс. — упущенная выгода и $1,7 млн — проценты.
В 2021 г. в порту Сабетта (Ямал) ледокол «Атомфлота» «Обь» столкнулся с танкером-газовозом «Федор Литке», фрахтователем которого была кипрская компания. Причиной аварии признан небезопасный маневр ледокола в условиях ограниченной видимости при попытке форсировать тяжелый участок «сморози» в непосредственной близости от корпуса танкера. Газовоз получил огромные вмятины на корпусе с деформацией шпангоутов и лонжеронов. Мелкий ремонт был сделан на месте, но основные повреждения пришлось устранять в Дании.
Ответственность причинителя вреда — «Атомфлота» — была застрахована в «ВСК». Компании заключили договор морского страхования (гражданской ответственности судовладельцев).
Кипрский фрахтователь потребовал прямого возмещения убытков от «ВСК», но требование было оставлено без удовлетворения. «В данном случае договор страхования ответственности заключен между ответчиками (то есть «ВСК» и «Атомфлотом» — АСН) на условиях, предложенных страховым обществом, и действующих в силу утвержденных ответчиком-2 («ВСК» — АСН) Правил страхования, — говорится в материалах дела. — Само по себе отличие условий договора от содержания статьи 931 ГК РФ, которая предоставляет лицу, которому причинен вред, право предъявления требования о возмещении вреда непосредственно страховщику ответственности, не может служить основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения на основании Правил страхования, разработанных самой же страховой компанией. В противном случае, такое поведение противоречит принципу объективной добросовестности участников гражданского оборота (статьи 1, 10 ГК РФ)».
В пресс-службе ВСК прокомментировали АСН, что спор связан с различными оценками размера убытка между причинителем вреда и потерпевшим.
«Атомфлот» вместе с представителем местной прокуратуры (его привлекли к делу в качестве третьего лица) просили отказать в иске на том основании, что фрахтователь зарегистрирован в недружественном государстве Кипр, являющемся частью Евросоюза (который ввел санкции в отношении РФ и «Атомфлота»), а, значит, злоупотребляет правом. Но суд не принял эти возражения.
«В законодательстве РФ отсутствуют основания, позволяющие ограничивать право иностранных юридических лиц на обращение в суды РФ, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, — заметил суд. — Согласно статье 1194 ГК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Настоящий спор основан исключительно на гражданско-правовых отношениях и вытекает из обязательства вследствие причинения вреда».
Первый неатомный ледокол «Атомфлота» «Обь» был построен на российских верфях в 2016-2018 гг. за 6 млрд р. для работы в порту Сабетта на проекте «Ямал СПГ» (по добыче сжиженного газа) и введен в эксплуатацию в октябре 2019 г.
Танкер-газовоз «Федор Литке» был построен в Корее для этого же проекта. Ввели в эксплуатацию его в 2017 г. Любопытно, что для «Федора Литке» происшествие, описанное выше, оказалось не первым. В ноябре 2017 г. во время бункеровки (заправки топливом и маслами) в порту Находки он столкнулся с танкером-бункеровщиком «Залив Америка», получив пробоину размером 1 м на 0,2 м в корпусе. «Федор Литке» тогда должен был отправиться в свой первый рейс в Сабетту.
Грустно сложилась и дальнейшая судьба «Залива Америки», принадлежащего находкинской компании «Наяда». В ноябре 2019 г. судно взорвалось в порту Находки, погибли три человека. СМИ тогда в качестве предварительной версии называли нарушение техники безопасности на судне.