Дефицит запчастей и растянутые сроки ремонта — главные проблемы в ОСАГО

20

Залог дальнейшего роста — совершенствование системы обязательного автострахования и вовлечение в нее тех, кто сейчас уклоняется от обязанности страховать свой транспорт, показал опрос Финансового университета.

В 2024 г. рынок полисов ОСАГО побил рекорд по сборам — 331,9 млрд р., по данным ЦБ. За прошлый год было заключено 44,8 млн договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), из них 1 млн — краткосрочных (это новшество 2024 г.). Количество рекордное, прирост числа договоров составил около 8% по сравнению с предыдущим годом. При этом средняя страховая премия, несмотря на инфляцию, рост стоимости запчастей, колебания курса и другие изменения в экономике, снизилась за год на 2,6% до 7616 р. «Этот показатель отражает ту последовательную работу, которая проводилась Российским союзом автостраховщиков (РСА), Центробанком, Минфином, чтобы рынок ОСАГО, социально значимого вида страхования, оставался для автомобилистов тем стабильным инструментом, который может их защитить в случае проблемы на дороге», — отметил на пресс-конференции, посвященной изменениям в законодательстве РФ в сфере ОСАГО, Евгений Уфимцев, президент РСА.

Драйверами развития ОСАГО в 2024 г. стали эффективное развитие электронных сервисов страхования, а также короткие (менее года) страховые полисы. Возможность быстрого дистанционного оформления полисов на сайтах и в приложениях страховых компаний, а также маркетплейсах все больше привлекает автомобилистов. Согласно социологическому исследованию, проведенному Финансовым университетом при правительстве РФ в марте 2025 г., полисы дистанционно покупают в среднем 36,6% опрошенных автомобилистов, а среди респондентов с высокими доходами показатель увеличивается до 44,7%. Маркетплейсами пока пользуются менее 4,3% водителей. В процессе исследования было опрошено 1600 граждан по всей территории России в возрасте старше 18 лет, имеющих действующее водительское удостоверение и не реже одного раза в месяц водящих автомобиль, пишут «Ведомости».

В ближайшие годы эксперты ожидают дальнейшего роста рынка ОСАГО: по подсчетам «Эксперт РА», в 2025 г. он может вырасти на 3% до 345 млрд р.

Ни шагу без ОСАГО

Несмотря на эффективность института ОСАГО, систему планируется усовершенствовать. «Это и внедрение проверки наличия полиса с помощью камер, и расширение тарифного коридора, чтобы добросовестные автовладельцы не платили за тех, у кого проблемы», — указал Уфимцев. Он пояснил, что автоматическую проверку наличия полиса ОСАГО по дорожным камерам должны включить в экспериментальном режиме в конце июня 2025 г. Нарушителей ПДД будут проверять на наличие полиса, и в случае его отсутствия им на портал «Госуслуги» придет уведомление о необходимости заключить договор. Нежелание платить в будущем штрафы должно подстегнуть покупку полисов теми, кто их до сих пор игнорировал, — штрафовать по камерам за отсутствие полиса планируется начать с 1 января 2026 г. 

По разным подсчетам, доля тех, кто пользуется автомобилем без ОСАГО, составляет 6–10%. По оценке РСА, в 2024 г. полис не приобрели 10% автолюбителей против 11,2% в 2022 г. При социологическом опросе Финансового университета только 6,1% респондентов признались, что ездят без ОСАГО, при этом больше всего их оказалось среди молодых водителей (7,6%). Территориально чаще всего нарушают закон в Дальневосточном федеральном округе — 8,3% опрошенных автомобилистов.

Уфимцев уверен, что сокращение числа водителей без ОСАГО разгрузит дороги, поскольку именно они, не имея возможности воспользоваться европротоколом, создают заторы, ожидая сотрудников ГАИ после аварий. Кроме того, это уменьшит количество судебных разбирательств, в которых законопослушным автовладельцам приходится отстаивать свои права, обращаясь за компенсацией ущерба, причиненного виновниками ДТП без страхового полиса, отмечает он.

Большинство автомобилистов поддерживает борьбу с «уклонистами», обращает внимание Александр Цыганов, заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета. По данным исследования, негативное отношение к ним у 66% опрошенных водителей, а различные меры по введению и увеличению штрафов за управление авто без полиса ОСАГО поддерживают 78–85% автовладельцев. Непосредственно за камеры фотофиксации, которые будут «ловить» автомобилистов без ОСАГО и автоматически выписывать штраф, выступают 58% респондентов, а меньше всего это нововведение поддерживают в самом проблемном в плане аварий Северо-Кавказском федеральном округе — 38,5%.

Сегодня тарифный коридор позволяет страховщикам определять дифференцированную стоимость полиса ОСАГО для каждого автомобилиста. В расчете, например, учитываются мощность транспортного средства, территориальный коэффициент, а также страховая история водителя. По итогам 2024 г. для 53% автовладельцев стоимость полиса ОСАГО не изменилась, для 12% — стала меньше, а для 14% — выросла, остальные динамику не отслеживали, показывают данные опроса Финансового университета.

Однако, по мнению Уфимцева, границы коридора нужно расширять, а коэффициенты — корректировать. «Сегодня тариф дает амнистию аварийным водителям, так как его границы позволяют нарушителям защититься «крышечкой» максимальной базовой ставки», — поясняет он.

Согласно исследованию, в создании аварийных ситуаций автомобилисты в 60% случаев винят таксистов и так называемых «шашечников» — тех, кто движется быстрее скорости потока, постоянно меняя полосы движения. Однако в 2025 г. вырос новый сегмент: 39% опрошенных считают виновниками ДТП сотрудников служб розничной доставки, отмечает Цыганов.

Читать также:  В ГД внесли законопроект о сроке выплат единовременных пособий раненым военным

По словам Андрея Языкова, ведущего научного сотрудника Института финансовых исследований Финансового университета, такие проблемные сегменты, как такси, каршеринг, большегрузы и машины сферы доставки, до сих пор тарифом не регулируются, что требует его доработки. По итогам 2024 г. доля нетарифицированных сегментов на рынке оценивается страховщиками в 9,2%, а их целевой показатель — 2%. 

Особое внимание планируется уделить «аварийным» регионам и пересмотру территориальных коэффициентов. Кроме Северо-Кавказского федерального округа это Дальний Восток и Новосибирская область. «За их высокую аварийность не должны платить соседи», — уверен Уфимцев. Для решения вопроса РСА планирует привлечь к участию региональные власти.

«При общей положительной динамике снижения частоты страховых событий в ряде регионов продолжает наблюдаться высокая убыточность, не отражающая ни характер автопарка, ни интенсивность движения», — подтверждает Цыганов. Например, в четырех северокавказских республиках средние выплаты ущерба в 2024 г. составили 147 000–204 000 р., а в Приморском крае — 143 000 р., тогда как среднее по России значение — около 100 000 р.

Расширение границ тарифа допускается в обе стороны. Например, подавляющее число опрошенных автомобилистов считают, что стоимость полиса должна быть понижена для безаварийных (75,8%) и опытных (60,8%) водителей. Зато идеи социальной справедливости близки не всем: для социально незащищенных групп населения снижение тарифа считают справедливым лишь 31,5%.

Разморозка лимитов

По данным справочников ЕМР (Единая методика расчета), в 2024 г. объем выплат страховщиков с 2022 г. вырос на 26% до 202,1 млрд р., а средняя выплата увеличилась на 32% и достигла почти 100 000 р. Разница в росте двух показателей связана со снижением частоты страхового события, пояснил Языков. Он также отметил, что выплатами остались довольны две трети граждан. По данным Уфимцева, зафиксированных страховых случаев, когда максимальной величины страхового покрытия в 400 000 р. не хватило для выплаты, менее 7% от общего количества ДТП.

Тем не менее эксперты соглашаются, что двухлетняя заморозка лимитов уже не соответствует реалиям рынка — цены на автомобили и запчасти растут. По мнению Уфимцева, в 2026 г. лимит нужно поднимать в 2 раза, а выплаты по здоровью — в 4 раза, чтобы уравнять их с другими страховыми полисами по обязательным видам страхования. В результате он прогнозирует в 2026 г. умеренный рост стоимости ОСАГО — на 10–15%.

Автомобилисты поддерживают расширение страхового покрытия. По словам Цыганова, за рост лимитов выступают 68% автомобилистов, даже если цена полиса вырастет, что «показывает потребительскую ценность ОСАГО».

Скорость важнее качества

Наиболее актуальной проблемой для автомобилистов, страховщиков и сервисных центров остается дефицит запчастей и, как следствие, растянутые сроки ремонта. Это заставляет участников рынка пересматривать свое отношение к использованию неоригинальных или восстановленных (б/у) деталей. Сегодня выполнить работы в срок могут только 7% опрошенных станций техобслуживания (в анкетировании приняло участие 149 автодилеров и технических центров, объединяющих 871 станцию технического обслуживания), свидетельствуют данные Финансового университета. 

«Мы видим, что сроки ремонта для автомобилистов становятся важнее качества, поэтому наблюдаем высокий спрос на аналоги запчастей», — отмечает Цыганов. По его словам, автовладельцы стали выбирать чаще и б/у детали, что необходимо учесть в законодательном регулировании. Согласно исследованию, 74% автовладельцев сегодня отдают приоритет скорости ремонта. При этом ждать оригинал готов 21% автовладельцев, 40% согласны на аналоги, а 15% — на б/у детали. Автоцентры также готовы использовать б/у запчасти, особенно в кузовном ремонте, где они не влияют на безопасность дорожного движения. «Количество станций обслуживания, которые говорят, что использование б/у неприемлемо, снизилось до 7,4%», — подтверждает Языков.

В случае ДТП далеко не все спешат делать ремонт. Его не собираются делать 37% попавших в ДТП, оценивая повреждения как некритичные, рассказывает Цыганов. Остальные делают ремонт сразу (41%) либо позже (21%). Цыганов также обращает внимание, что количество автовладельцев, стремящихся сразу отремонтировать автомобиль, за 2,5 года выросло на 10%, что может быть связано с опасениями увеличения стоимости отложенного ремонта.

Эксперты отмечают, что получить возмещение в натуральной форме готовы далеко не все автовладельцы. Согласно исследованию, 63% предпочитают получить страховую выплату и заниматься ремонтом самостоятельно. В этой сфере, по мнению Уфимцева, важно разработать корректировки — например, разрешить автомобилисту самостоятельно выбирать станцию техобслуживания для ремонта. Сейчас ремонт осуществляется на тех станциях технического обслуживания, с которыми у страховщика есть договор, либо клиенту выплачивается денежное возмещение, но с учетом износа автомобиля.