Кибератаки на автомобили выросли на 20% за восемь месяцев 2025 г.

2

Исследование АО «Глонасс» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ) показало, что за первые восемь месяцев 2025 г. хакеры совершили 328 атак на автомобили — на 20% больше, чем в аналогичном периоде 2024 г.

Данные собирались из закрытых сообществ, программ bug bounty (поиск уязвимостей за вознаграждение), профессиональных каналов по информбезопасности (ИБ), а также из публичной информации от официальных источников IT-компаний и органов власти.

Представитель компании «Спикател» подтвердил «Ведомостям» рост числа атак, но абсолютные показатели не раскрыл.

Согласно исследованию, 93% атак выполняются удаленно, при этом 85% через Bluetooth и облачные системы. В топ-3 уязвимостей входят датчики и системы сенсорного слияния, SDV (Software defined vehicles) и AV (autonomous vehicles), уточняет представитель «Глонасса».

«Взламывают эти технологии часто в качестве пиратства, т. е. чтобы пользоваться функционалом и не платить автоконцерну», — поясняет руководитель направления кибербезопасности транспортных средств АО «Глонасс» Владимир Педанов. Он добавляет, что аналогичные угрозы существуют и для сельхозтехники: после появления «беспилотности» у тракторов John Deere исследователи нашли способ обхода прошивки.

К AV-технологиям относятся сенсоры и алгоритмы автономного вождения. «Нарушение их работы — прямой путь к ДТП», — предупреждает Педанов.

По словам Дмитрия Корначева из ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики», на текущем уровне телематические системы создают ограниченные угрозы по масштабу.

Читать также:  Владельцы гипермаркетов OBI в РФ подали иск к «Ингосстраху» на 634 млн р.

Руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика» Тимофей Воронин отмечает, что наиболее уязвимы автомобили серого импорта. Генеральный директор ST IT Антон Аверьянов добавляет, что современные машины с сетями CAN-bus позволяют хакерам контролировать двигатели, тормоза и другие функции, используя уязвимости Bluetooth или телематики.

«Такие случаи были, но они редки и обычно выявляются белыми хакерами», — говорит Аверьянов, приводя пример уязвимости в веб-портале Kia в 2024 г., которая потенциально затрагивала миллионы автомобилей.

При этом представитель НСИС подчеркивает: средний возраст автомобилей в России превышает 14 лет, и подавляющее большинство машин старше 10 лет практически не подвержены кибератакам.

Ни ОСАГО, ни каско напрямую не страхуют киберриски, отмечает директор домена «Каско» компании «Ингосстрах» Артем Яковлев. Тем не менее, в рамках каско и ОСАГО ущерб от хакерской атаки может быть покрыт как обычное ДТП, добавляет представитель «Зетта страхование».

Эксперты полагают, что по мере распространения автономных автомобилей и принятия соответствующего законодательства киберстрахование транспортных средств может стать востребованным. На сегодняшний день, однако, ответственность и потенциальные убытки остаются на производителях, отмечает представитель «Согаз».