Российский союз автостраховщиков (РСА) считает возможным вариантом решения вопроса о справедливых региональных подходах в тарификации ОСАГО введение коэффициента КБМ не только для индивидуальных автовладельцев, но и для субъектов РФ.
Об этом сообщил «Интерфаксу» президент РСА Евгений Уфимцев.
По его словам, это позволит решить проблему выравнивания убыточности в ОСАГО в регионах с аномально высоким показателем соотношения сборов по договорам ОСАГО на отдельных территориях и выплат.
При этом имеется в виду не введение дополнительного коэффициента для регионов с аномальной убыточностью в ОСАГО, но замена всей системы региональных коэффициентов на новую — с установлением КБМ для территорий на основе накопленной статистики, уточнил Уфимцев.
Глава РСА при этом отметил, что «такой подход — один из обсуждаемых сообществом в настоящее время с регулятором вариантов. Введение регионального КБМ позволит изменить сложившееся положение дел, при котором регионы с приемлемым уровнем убыточности в ОСАГО дотируют регионы с необоснованно высоким уровнем убыточности за счет механизма перераспределения убытков».
«Информация о регионах c высоким уровнем убыточности из года в год регулярно публикуется Банком России, она известна. Перечень регионов в мониторинге региональных рисков недобросовестных действий на рынке ОСАГО определяется регулятором по целому набору показателей», — напомнил Уфимцев.
По его мнению, обновление и пересмотр КБМ для субъектов РФ в случае его введения может происходить раз в год или раз в 6 месяцев.
«Ситуация с убыточностью по операциям в ОСАГО быстро не меняется, хотя известны случаи, когда, например, отдельные субъекты РФ, тот же Татарстан или Амурская область, брались за решение задачи по улучшению ситуации, жесткими действиями исправляли ситуацию в сегменте ОСАГО чуть ли не за полгода», — привел пример президент РСА.
Уфимцев не исключил, что такое реформирование подходов к применению региональных коэффициентов в ОСАГО «потребует незначительного расширения тарифного коридора в ОСАГО. На сколько — это надо, конечно, считать. При этом расширение коридора вовсе не означает общего повышения цен на полисы ОСАГО». Он напомнил, что средняя стоимость полиса ОСАГО за прошлый год не менялась, а показатель средней выплаты за тот же период вырос на 20%, сектор ОСАГО демонстрирует стабильность.
Глава РСА добавил, что ситуация в регионах в сфере ОСАГО определяется не только соотношением сборов и выплат в «автогражданке» в разрезе территорий, но и другими факторами. В том числе «важно, насколько активно возбуждаются правоохранителями уголовные дела по признакам страхового мошенничества, важна также позиция администрации конкретной территории, учитываются особенности работы системы европротокола в ОСАГО и ряд других факторов».
Как полагает президент РСА, «не существует единого правильного решения для исправления ситуации на локальном рынке ОСАГО, где убыточность в „автогражданке“ высока. Но первое, что важно сделать для исправления ситуации, — создать региональную группу, которая этими вопросами занимается, регулярно обсуждает обстановку в сегменте ОСАГО.»
Ранее зампред ЦБ Филипп Габуния сообщил журналистам, что Банк России обсуждает подходы для решений, которые обеспечат введение повышающих коэффициентов к тарифам ОСАГО для тех регионов РФ, которые демонстрируют аномально высокие уровни убыточности по сравнению со средним уровнем убыточности в ОСАГО по стране.
«Мы думаем имплементировать в действующее указание ЦБ о тарификации в ОСАГО норму с тем, чтобы этот фактор учитывался», — сказал он.
По его мнению, для реализации подобного решения не потребуется внесения изменений в закон об ОСАГО. Габуния также уточнил, что все предложения Банка России после завершения обсуждений будут представлены для публичного обсуждения, в том числе они пройдут с привлечением представителей регионов РФ.
Кроме того, Габуния отметил, что ЦБ «давно публикует рейтинги регионов, которые позволяют отслеживать ситуацию в них по уровню убыточности в ОСАГО». При этом, как сообщил зампред ЦБ журналистам, «речь идет о регионах, где убыточность в ОСАГО в 1,5-2 раза выше средней по рынку. Этот феномен нельзя объяснить ни состоянием дорог, ни трафиками, ни любыми другими факторами».
По мнению Габунии, речь идет о явлении, «в рамках которого люди зарабатывают на злоупотреблениях в системе, созданной изначально ради защиты потребителей».