Самолёт, производство которого возрождают для скорейшего насыщения народного хозяйства, пока разбирают на корпоративные нужды.
Насыщение народного хозяйства пока произойдёт и за счёт удовлетворения корпоративных нужд. Фото: «БИЗНЕС Online». В октябре 2021 г. Татарстан решил стать первым заказчиком коммерческих самолётов Ту-214 новой постройки — заказав для авиакомпании «ЮВТ Аэро» четыре таких лайнера. Первую пару перевозчик должен был получить в октябре 2024 г., вторую — в сентябре 2025-го. Но в минувшем августе стало известно, что первые две машины отдадут другому заказчику, а взамен бугульминцам обещаны два самолёта в 2026 г. Новый покупатель не назывался.
По информации источника газеты «БИЗНЕС Online», первый Ту-214 построят в модификации бизнес-джета и его приобретёт страховая группа «СОГАЗ». Достаточно неожиданное предназначение для самолёта, который в изначальном облике представляет собой среднемагистральный лайнер почти на 200 пассажиров, уточняет издание.
Приобрести и содержать такую машину для мощнейшего игрока страхового рынка, скорее всего, не проблема — в 2022 г. он получил прибыль в размере 37,9 млрд р. Однако источники газеты сомневаются, что «СОГАЗ» покупает самолёт для собственных нужд. Они предполагают, что реальный покупатель другой — возможно, кто-то из акционеров. Ранее, до засекречивания бенефициаров страховщиков, указывалось, что 32,3% «СОГАЗа» принадлежит компании «Аквила» миллиардера Юрия Ковальчука. Второй крупнейший акционер — «Газпром», сам и через свои дочерние структуры — более 21%.
Любопытно, что в 2017 г. председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру прочили смену корпоративных самолётов — иномарок на Ту-214. Как писал «Ъ», в то время премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил директиву госпредставителям в советах директоров госкомпаний вынести на рассмотрение вопрос о закупке или аренде для топ-менеджеров российской авиатехники в VIP-комплектации. Сообщалось, что прежде всего имеются в виду «Роснефть» и «Газпром».
В любом случае «СОГАЗ» может получить у своей бывшей материнской компании грамотную консультацию: в структуре газового монополиста действует крупнейший корпоративный перевозчик — «Газпром Авиа». Соперничать с ним по численности и качеству парка может разве что специальный лётный отряд «Россия» управделами президента РФ (СЛО). Как указано на сайте «Газпром Авиа», в его парке более 30 самолётов (в основном модификации Boeing 737 и Dassault Falcon) и 100 вертолётов, есть собственные аэропорты, авиационный учебный центр и агентство воздушных сообщений.
На специфический интерес к Ту-214 в октябре 2022 г. указывал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов: «Он достаточно востребован не только у пассажирских авиакомпаний, но и в качестве бизнес-джета. Мне звонят и спрашивают насчёт него… Четыре человека уже спросили… Вы видели, сколько раньше джетов Gulfstream и Bombardier стояло во Внуково? Большинство этих самолётов арестовано за рубежом, а людям на чём-то летать надо».
Складывается несколько парадоксальная ситуация: самолёт, производство которого возрождают для скорейшего насыщения народного хозяйства, пока разбирают на корпоративные нужды. На сегодня достоверно известно только о трёх находящихся в стадии строительства/закладки бортах. Первый, заложенный ещё в 2019 г. под возможный будущий заказ, достраивают для минпромторга РФ. Передача планируется в 2024 г. Второй — для МЧС. Контракт заключён в конце 2022 г. и должен быть выполнен до декабря 2025 г. Но это, видимо, плановый заказ, к тому же самолёт в случае надобности трансформируется в госпитальный. И третий — для «СОГАЗа». Источник полагает, что джет сдадут не ранее 2025 г. Кто стал (или станет) заказчиком второго из упорхнувших от ЮВТ Ту-214, неизвестно», — подводит итоги казанская газета.