ЦБ опубликовал обзор недобросовестных практик в автокредитовании

49

В ходе поведенческого надзора Банк России выявил в автокредитовании практики по предоставлению потребителю дополнительных платных услуг.

Такие недобросовестные практики могут увеличить расходы, ввести заемщика в заблуждение относительно условий заключаемых договоров, а также стать причиной несоблюдения его прав, предусмотренных законом, отмечает регулятор.

По закону потребитель может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг (товаров, работ) в течение 30 дней после того, как он согласился на их приобретение (подписал заявление), и потребовать вернуть уплаченные за них деньги. Кредитор обязан уведомить заемщика о таком праве не позднее следующего дня, следующего за днем заключения договора потребительского кредита.

Чтобы минимизировать риски приобретения ненужных дополнительных платных услуг при автокредитовании, потребителю следует знать о гарантиях, предусмотренных федеральным законом № 353-ФЗ, и руководствоваться следующим:

  • необходимо ознакомиться с заявлением о выдаче кредита / о дополнительных услугах и самостоятельно проставить отметки о согласии на приобретение только нужных услуг;
  • если заемщик согласен на страхование при оформлении автокредита (например, каско, страхование жизни и здоровья и другое), он не обязан соглашаться на услуги страховщика, предложенного банком. Потребитель может оформить страхование рисков, соответствующих условиям сделки, в любой компании, которая отвечает критериям банка;
  • в случае воспрепятствования праву на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или суд с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Читать также:  «Совкомбанк Страхования» и «БАСКа» до сих пор нет на Госуслугах по Европротоколу

Среди недобросовестных практик ЦБ отмечает случаи продажи дополнительных платных услуг, процесс реализации которых направлен на обход установленного законом права потребителей на отказ от них в течение 30 дней и возврат денежных средств:

  • через заключение договоров, не предполагающих возврата денежных средств, если заемщик отказывается от услуги;
  • через составление договоров таким образом, что услуги или наиболее дорогостоящая их часть считались оказанными с момента их оформления, что исключает возможность вернуть деньги.

Кроме того, к числу таких практик Банк России относит невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита (заявление о дополнительных услугах), предоставление скидки под условием покупки транспортного средства в кредит или приобретении дополнительных платных услуг, недобросовестные консультации потребителей или предложение потребителям услуг с завышенной стоимостью по сравнению с сопоставимыми услугами. Например, в материалах ЦБ указано, что консультационные услуги о видах страхования, страховых программах, порядке урегулирования споров и так далее предлагались в рамках автокредита по цене в 320 тыс. р.