Расширение прав на компенсации и увеличение лимитов негативно скажутся на автовладельцах и страховых компаниях, считают эксперты.
Страховое сообщество в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) раскритиковало два предложения Минфина по ОСАГО — ввести право на компенсацию ущерба автомобилю при отсутствии полиса у виновника аварии и увеличить лимиты выплат. Эти инициативы могут негативно сказаться как на автовладельцах — в виде снижения доступности ОСАГО, так и на бизнесе страховщиков, следует из письма РСА в ведомство (есть у «Ведомостей»).
Расширение прав на компенсацию может снизить мотивацию автовладельцев оформлять ОСАГО и доля тех, кто не застраховал свою ответственность, вырастет, говорится в письме союза. Из 36 млн водителей в России сейчас без ОСАГО ездят около 10% — от 2,5 млн до 3 млн человек, следует из последних данных РСА на октябрь 2024 года. В итоге выплаты по незастрахованным виновникам ДТП будут финансироваться за счет водителей, которые добросовестно приобретают полис, говорится в письме РСА.
По расчетам страховщиков, в таком случае из компенсационного фонда потребуется ежегодно выделять дополнительно около 16–17 млрд рублей. Сейчас РСА через суд удается вернуть в этот фонд лишь 6% от суммы, выплаченной за виновников ДТП без ОСАГО. Такой механизм называется регрессным взысканием — когда лицо, возместившее ущерб за того, кто его причинил, имеет право потребовать с последнего вернуть средства. Но от момента выплаты по регрессу до фактического взыскания проходит от 4 до 6 лет, говорится в письме.
На предложение Минфина увеличить лимиты выплат в РСА ответили, что текущие тарифы рассчитаны на действующие лимиты и любое их повышение потребует пересмотра ставок.
Минфин в конце 2024 г. направил в РСА два законопроекта с пояснительными записками, которые касаются изменений в ОСАГО. Первый законопроект расширяет право на компенсационные выплаты, если у виновника ДТП отсутствует ОСАГО. Сейчас пострадавший имеет право на выплату только в случае ущерба жизни и здоровью в размере 500 000 р. Если же причинен вред автомобилю, потерпевший может попытаться взыскать деньги с виновника без ОСАГО только через суд в рамках гражданского процесса или договориться с ним добровольно. Но судебный процесс может затянуться на годы, особенно если виновником стал гражданин другой страны, говорится в пояснительной записке Минфина.
Вторым законопроектом Минфин предлагает увеличить страховые выплаты по ОСАГО: до 650 000 р. с текущих 500 000 р. за причинение вреда жизни или здоровью и до 520 000 р. с 400 000 р. — имуществу. С каждым годом количество аварий с ущербом выше 400 000 р. становится больше, пишет ведомство в пояснительной записке. А недостающая сумма для покрытия расходов на восстановление машины взыскивается с виновника аварии.
Вопрос повышения лимитов по ОСАГО обсуждается долгие годы. Еще в 2018–2019 гг. Минфин предложил увеличить выплаты за причинение вреда жизни и здоровью, правда сразу в 4 раза — до 2 млн р. Но эта инициатива так и не обрела правовые рамки.
Законопроект об увеличении страховых выплат внесен на рассмотрение в Госдуму 20 января. Он остался в первоначальном варианте, без замечаний, обозначенных страховщиками, говорит представитель РСА. Если законопроект примут, он вступит в силу 1 сентября 2025 г. Вторая инициатива Минфина пока на рассмотрение в нижнюю палату парламента не внесена, пишет Frank Media.