Оформление ОСГОП охватывает лишь 15% водителей. Вместо него предлагается признать добровольные страховки агрегаторов отраслевым стандартом.
Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» направил в правительство обращение с предложением изменить механизм страхования в сфере такси. В письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина и министра транспорта Андрея Никитина представители союза просят освободить самозанятых таксистов, работающих через агрегаторы, от обязанности оформлять полис ОСГОП — обязательного страхования ответственности перевозчика. Вместо этого предлагается признать коллективные страховые программы агрегаторов достаточной мерой защиты. Об этом сообщает Forbes.
С 1 сентября 2024 г. оформление ОСГОП стало обязательным требованием для всех водителей такси. Полис покрывает вред, причиненный пассажирам в случае ДТП, с лимитом до 2 млн р. Однако, по данным Российского союза автостраховщиков, к концу апреля 2025 г. такой полис оформили лишь 307,5 тыс. таксистов — около 30% официальных перевозчиков. С учетом «серого сектора» страхованием охвачено не более 15% водителей.
Одной из причин слабой вовлеченности авторы обращения называют высокий порог входа в отрасль: расходы на ОСГОП, ОСАГО, перекраску авто и обязательные мед- и техосмотры могут превышать 130 тыс. р. При этом отсутствие ОСГОП становится основанием для отзыва лицензии — массовые аннулирования разрешений уже произошли в ряде регионов.
Также у самозанятых вызывает обеспокоенность порядок выплат: если водитель нарушил регламент (не прошёл осмотр или превысил рабочее время), страховая может взыскать компенсацию обратно. С учётом отсутствия инфраструктуры ежедневных осмотров для самозанятых это может привести к крупным финансовым рискам.
Критике подверглась и эффективность самой системы. Так, за весь 2024 г. по ОСГОП было собрано более 900 млн р., из них 500 млн р. — от «Ингосстраха». При этом компания в 2024 г. зафиксировала три страховых случая в этом сегменте страхования с совокупной суммой возмещения в 2 млн р.
По данным Национального союза страховщиков ответственности, страховая премия по ОСГОП такси за первые 6 мес. 2025 г. составила 200,7 млн р.
Участники рынка настаивают, что добровольные программы страхования, давно применяемые агрегаторами вроде «Яндекс Такси» и «Максима», более эффективны. Они предлагают признать их отраслевым стандартом и отказаться от обязательного ОСГОП, чтобы «сократить давление на отрасль».