ВС обязал суды проверять внятность банковских документов

61

Верховный суд РФ вступился за клиента банка, которого ввели в заблуждение, из-за чего вместо банковского вклада он получил совсем другой продукт, а именно — полис инвестиционного страхования жизни.

Потребитель не обязан знать все финансовые нюансы и разбираться в них, а суды должны проверять, насколько понятным, отчетливым и прозрачным является банковский договор, говорится в изученном РАПСИ определении. 

Суть дела 

ВС рассмотрел иск клиента банка, которому вместо банковского вклада оформили договор инвестиционного страхования жизни. Заявитель утверждает, что спорный договор заключен под влиянием обмана и заблуждения, в связи с чем просил признать его недействительным, взыскать компенсацию морального вреда, неустойку и штраф. 

Страховая компания в возражениях указывала, что на момент рассмотрения дела оспариваемый договор был прекращён, а истцу перечислена выкупная сумма. 

Суд первой инстанции, установив, что при заключении оспариваемого договора истец был введён в заблуждение относительно природы сделки, пришёл к выводу о признании договора страхования недействительным и применении последствий его недействительности.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился, указав, что между истцом и ответчиком было достигнуто соглашение по всем существенным условиям, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что клиент был введён в заблуждение относительно предмета и природы сделки, а доказательств, подтверждающих невозможность ознакомления с текстом заключаемого договора страхования, не имеется. Кассационный суд общей юрисдикции оставил это решение в силе. 

Позиция ВС

ВС обращает внимание на формальное применение судом апелляционной инстанции норм материального права при разрешении спора о наличии или отсутствии существенного заблуждения истца и о надлежащем исполнении ответчиком обязательств по предоставлению надлежащей информации об услуге.

«В частности, судом апелляционной инстанции не дано оценки доводам истца о том, что он обратился в банк для заключения договора банковского вклада, а не в страховую компанию для заключения договора страхования. 

При этом договор инвестиционного страхования с истцом заключён сотрудником банка, одновременно представлявшим интересы ООО „РСХБ-Страхование жизни“ и действовавшим в интересах страховой компании», — отмечает ВС.

В процессе рассмотрения дела потребитель ссылался на то, что он заблуждался относительно природы подписываемого им договора инвестиционного страхования жизни, полагая, что заключает договор банковского вклада под больший процент. 

Читать также:  В Госдуму в ближайшее время может быть внесён проект налоговых льгот по страхованию жизни

«Сотрудник банка настойчиво рекомендовала заключить ему такой договор, в связи с чем, он был лишён возможности осознавать правовую природу сделки и последствия её заключения.

Истец ссылался на то, что имеет только среднее образование, всю жизнь проработал рабочим и слесарем, на дату заключения договора инвестиционного страхования ему исполнилось 64 года, он не обладал специальными познаниями в области финансовых услуг и проведения операций на рынке ценных бумаг, а правила, на основании которых заключался договор, превышали 30 страниц», — приводит высшая инстанция доводы заявителя.

При этом Банк России рекомендовал страховым организациям воздерживаться от прямого и опосредованного (через посредников) предложения таким физическим лицам страховых продуктов с инвестиционной составляющей, в связи с тем, что договоры страхования жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, предусматривающие условие о единовременной уплате страховой премии либо выплаты по которым в соответствии с их условиями зависят от значений финансовых активов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, содержат высокие инвестиционные риски и являются сложными для понимания широкого круга физических лиц, не обладающих специальными знаниями в области финансов (информационное письмо от 13 января 2021 г. № ИН-01-59/2), напоминает ВС.

По его мнению, апелляционная инстанция не дала оценку тому, является ли спорный договор сложным для понимания широкого круга физических лиц, не обладающих специальными знаниями в области финансов.

«Суд также не устанавливал, была ли ответчиком предоставлена при заключения договора инвестиционного страхования полная и достоверная информация о том, что предлагаемый сотрудником банка финансовый продукт не гарантирует получение дохода, а также предусматривает возможность возврата гражданину средств не в полном объёме при досрочном прекращении договора», — указывает высшая инстанция.

Апелляционная инстанция также не учла, что в отношениях с потребителем-гражданином обязанность доказать надлежащее представление информации об услуге возложена на исполнителя, уточняет ВС.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ определила направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.(№ 14-КГ24-5-К1).