Конкуренция за персонал сделала ДМС «обязательным»

2

На ДМС всё чаще тратятся малые и средние компании. Для 45% соискателей наличие страховки важнее высокой зарплаты, говорят HR-эксперты.

В первом квартале 2025 г. работодатели направили почти 80 млрд р. на добровольное медицинское страхование сотрудников — на 21,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Банк России. Эксперты связывают рост с острой конкуренцией за квалифицированные кадры: наличие полиса ДМС становится обязательной частью привлекательного предложения от работодателя.

По оценке регулятора, средняя страховая сумма на одного сотрудника выросла почти на 22% и составила 6,2 млн р. Это отражает рост цен на медуслуги и усилия компаний удержать сотрудников, предлагая качественные соцгарантии. При этом, по данным на конец марта, по программам ДМС были застрахованы лишь 15,8 млн человек — менее четверти всех работников в России.

По словам вице-президента ВСС Романа Щеглеватых, на рынок ДМС повлияло не только удорожание медицины, но и рост гособоронзаказов — часть предприятий, ранее не закупавших ДМС, нашли для этого бюджет. В результате наблюдается приток новых клиентов, в том числе среди МСП и производственных компаний в регионах, где раньше медстраховка в соцпакет входила крайне редко.

Читать также:  Правительство усилит страховую защиту компаний, работающих на рисковых рынках

В страховых компаниях подтверждают: наибольший охват наблюдается в IT, финансах, добыче полезных ископаемых и нефтегазе. В этих отраслях до 80% работодателей предоставляют сотрудникам ДМС. Частный бизнес предпочитает гибкие программы с телемедициной и профилактикой, тогда как госсектор чаще выбирает стандартные пакеты. В регионах средняя стоимость премии по ДМС в 1,5–2 раза ниже, чем в Москве.

Спрос на программы ДМС быстро растёт среди малого и среднего бизнеса — особенно в сегментах с высокой текучестью кадров: розничная торговля, логистика, call-центры, HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес). Компании предлагают страхование не только управленцам, но и линейному персоналу: продавцам, курьерам, кладовщикам. В промышленности ДМС начинают включать в пакеты для рабочих, а в продажах и кол-центрах растет спрос на программы с покрытием психологической помощи.

«Усиливающаяся конкуренция за квалифицированные кадры заставляет работодателей пересматривать социальные гарантии. ДМС становится по сути обязательным для работодателя», — отмечает директор по розничному страхованию «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева. Это подтверждают и данные HR-компаний: 40–45% кандидатов готовы пойти на зарплату на 3–5% ниже в обмен на полноценный полис ДМС. В ответ работодатели фиксируют снижение текучести и числа больничных.