Страховщики жизни инициируют упрощение порядка выплат для наследников банковских заемщиков в случае реализации в отношении заемщиков риска «уход из жизни».
Об этом сообщил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Глеб Яковлев, выступая 24 июля на Всероссийском форуме «InsurtechDay 2025: цифровые технологии и инновации на российском страховом рынке».
По его словам, существующий порядок получения выплат родственниками в подобных ситуациях делает недоступными усовершенствования цифровизации, несет риски отказов в выплате, делает клиентский путь к выплате для людей, которые и так находятся в стрессовой ситуации в связи с потерей близкого человека, долгим и трудным, пишет Интерфакс.
Как уточнил Яковлев, смысл предложений ВСС и страховщиков жизни — доверить сбор документов и оформление выплаты по риску «смерть заемщика» самим страховщикам. Но для этого у них должны быть соответствующие полномочия в получении ответов профильных госведомств по соответствующим запросам. Пока наладить такой обмен информацией с госведомствами в должной мере не получается.
По его словам, при реализации риска «ухода из жизни» заемщика нередко возникают ситуации, когда его родственники и наследники (выгодоприобретатели) не знают о существовании договора страхования, который обеспечивал защиту заемщику по этому риску. «В ситуации, когда заемщик перестает платить банку, банк продолжает начислять, скажем, пени, штрафы. Но страховую выплату наследника получить быстро невозможно, поскольку требуется время узнать о наличии у застрахованного договора, а затем еще собрать и принести все необходимые для выплаты документы», — сказал он.
Другая трудность, к примеру, в ипотечном страховании заемщика, связана с практикой оформления банковской анкеты о состоянии здоровья со слов застрахованного при заключении договора страхования в рамках ипотеки. «Если клиент отнесся к этому небрежно, а сотрудник банка не предупредил о важности предоставления правдивых данных, в случае реализации страхового события и при выявлении противоречий в полученных страховщиком данных он может отказать в выплате наследникам заемщика. Закон допускает отказ в страховой выплате в случае предоставлении ложных сведений страховщику при заключении договора», — пояснил Яковлев «Интерфаксу».
В последнее время страховщики смогли подключаться к ЗАГСам, чтобы получать подтверждения о смерти, отметил он в ходе выступления в четверг. Однако в получаемых данных не всегда доступна информация о причине смерти, что затрудняет путь выплаты. Самим страховщикам без участия клиентов не удается получать данные для организации страховых выплат из информбаз, подведомственных Минздраву РФ. Порядок доступа страховщиков жизни к некоторым данным для подтверждения справедливости выплат, а также возможность упрощения клиентского пути, помощь страховщиков клиентам в сборе документов на выплаты обсуждаются с Минздравом уже 10 лет.
Кроме того, оформление выплат наследниками можно было бы упростить, наладив информационный обмен между его участниками — банком, нотариусом, наследниками и страховщиком, заявил Яковлев в ходе выступления на форуме.
«Порядок урегулирования убытков по договорам защиты жизни мог бы измениться кардинально, если бы на стороне клиента оставалось только его волеизъявление на заключение договора, а вся остальная работа была бы на стороне страховщика», — убежден вице-президент ВСС.