Треть страховщиков не платят клиентам почти ничего

6

16 страховщиков собрали более 37 млн р., но не выплатили клиентам ни рубля. В ЦБ заявили, что изучают качество продуктов, продаваемых с финансовыми услугами.

Треть российских страховщиков продают полисы с низкой клиентской ценностью — такие данные приводит Национальное рейтинговое агентство (НРА), сообщают «Известия». У 40 игроков уровень выплат по отношению к сборам составил менее 10%, причем 16 из них не сделали ни одной выплаты собрав 37,4 млн р. В НРА пояснили: это «говорит о низкой клиентской ценности их продуктов».

По данным агентства, эти компании за I кв. 2025 г. собрали 22,8 млрд р., но выплатили только 0,6 млрд р. В «Народном фронте» согласились с выводами: «Такая низкая доля выплат действительно свидетельствует о том, что участники рынка продают неэффективные для клиента продукты».

Однако в целом по рынку ситуация стабильнее: средний уровень выплат по сборам составляет 50%, а с учетом добровольного страхования жизни — 71%. По сравнению с 2023 г. этот показатель вырос: тогда он составлял лишь 34%. «Такая динамика говорит о росте клиентской ценности страховых продуктов на рынке», — подчеркнули в НРА.

Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) отмечают, что у некоторых игроков низкий уровень выплат связан с незрелостью портфеля или спецификой работы — например, у обществ взаимного страхования. Также они указали: «Для точной оценки эффективности нужно увеличить период для анализа данных».

Наиболее высокие выплаты зафиксированы по КАСКО, ОСАГО и ДМС. Хуже всего дела у добровольного страхования имущества (12%) и страховок от несчастных случаев и болезней (21%). В НРА подчеркивают: «Клиентская ценность во вмененных продуктах страдает», поскольку потребители выбирают такие полисы по цене, а не по содержанию.

Читать также:  Игорь Фатьянов: цифровое объединение данных поможет сделать ОСАГО для такси более доступным  

— В ситуациях, когда без оплаты страховки сложно получить кредит или воспользоваться другими финансовыми продуктами, принцип баланса интересов тоже фактически игнорируется, — уточнила эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Александра Пожарская.

Она напомнила о низкой эффективности страховок от мошенничества: «Такие продукты действуют, только если клиент сам не передавал данные злоумышленникам, не вводил коды и не переходил по ссылкам». Несмотря на новые требования закона №161-ФЗ, обязывающие банки возмещать ущерб даже при социальной инженерии, такие страховки продолжают продаваться.

В Банке России пояснили, что «соотношение выплат и сборов не всегда служит критерием привлекательности страхового продукта». Например, страхование от отмены рейсов остается востребованным даже без регулярных выплат. Сейчас в зоне внимания ЦБ находятся страховые продукты, продаваемые «в связке» с другими финансовыми услугами — по ним фиксируются особенно низкие выплаты.

— Проблема не в страховом продукте как таковом, а в способах его оформления — и это уже вопрос регулирования, прозрачности и ответственности продавца, — считает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.

Он подчеркнул, что страховка — это, прежде всего, инструмент защиты, а не гарант выплаты: «Ее цель не столько в возврате денег, сколько в создании чувства уверенности и поддержки в случае наступления страхового события».

Экономист Андрей Бархота отметил важность отличать продукты с реальной защитной функцией от навязанных: «Страхование жизни — это защита от маловероятных, но тяжелых рисков. А вот страховка от затопления мобильного телефона часто выглядит как навязанная практика».