Представитель ЦБ РФ о сложностях с покупкой Е-ОСАГО на мото и такси: «Обсуждаем эти моменты с участниками рынка»

10

Елена Ненахова выступила на Всероссийском форуме «InsurtechDay 2025: цифровые технологии и инновации на российском страховом рынке».

Скрин с трансляции. Заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Елена Ненахова, выступая на форуме InsurtechDay 2025 в Москве, рассказала о мониторинге дистанционных каналов и маркетплейсов по продаже финансовых и страховых услуг.

«Мы видим как добросовестные практики, когда маркетплейсы и страховые организации раскрывают информацию о страховых продуктах, так и недобросовестные практики, — заметила госпожа Ненахова. — Примеры недобросовестных практик — это «автогалки», когда клиент автоматически соглашается с какими-либо условиями. Есть даже примеры двойного несогласия. Считаем, что информирование через дистанционные каналы должно быть полным, добросовестным, должны быть исключены все недобросовестные практики, связанные с автоматическим согласием, должны быть исключены все темные паттерны… В чем они заключаются? Например, покупая одну услугу, вы тратите дополнительные усилия на 10 кликов, чтобы найти документы, которые раскрывают суть того, что вы покупаете». 

Елена Ненахова напомнила, что с 1 сентября 2025 г. вступают в силу поправки в закон «О защите прав потребителей». Согласно этим поправкам в любом продукте теперь будет запрещено автоматически выражать согласие потребителей на оформление дополнительных услуг. 

Читать также:  НСА: цель охвата 30% посевов России страховой защитой может быть достигнута ранее 2030 г.

«Мы тоже рассылали страховому сообществу письмо о необходимости в свое время налаживания клиентских путей в соответствии с требованиями норм законодательства», — рассказала представитель ЦБ РФ. 

Говоря о мониторинге ситуации с продажей Е-ОСАГО, госпожа Ненахова заметила, что на маркетплейсах не всегда можно купить полисы на такую технику, как мотоциклы, грузовики, автобусы и грузовики. Также не всегда получается выбрать более короткий срок страхования. «Мы обсуждаем эти моменты с участниками рынка, видим, что они готовы идти навстречу и устранять все вот эти не совсем добросовестные практики», — заявила Ненахова.

Заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассказала о проекте по управлению финансовым продуктом, работа над которым стартовала в конце 2023 г.

«Работа была реализована на примере управления продуктом в рамках страхования жизни, — пояснила Ненахова. — На примере страхования жизни сделали такой пилот о том, как должно происходить управление продуктом. Дали определение, что же такое клиентская ценность. Какие подходы могут быть к определению клиентской ценности. Как нужно управлять продуктом. Это, конечно, не только про дистанционные каналы и маркетплейс. Это, в принципе, про весь жизненный цикл продукта».