Центробанк проводит мониторинг реализации рекомендаций по страховым продажам на маркетплейсах

4

Банк России проводит мониторинг исполнения доведенных до участников страхового рынка рекомендаций по организации дистанционных и онлайн-продаж.

Об этом сообщила сегодня замруководителя Службы Банка России по защите прав потребителей Елена Ненахова, выступая на Всероссийском форуме «InsurtechDay 2025: цифровые технологии и инновации на российском страховом рынке».

Такие методические рекомендации о корректном предоставлении финансовых продуктов в дистанционных каналах ЦБ выпустил в конце 2024 года.

«В целом сами страховщики и маркетплейсы демонстрируют добросовестные практики, достаточно неплохо раскрывают информацию о страховых продуктах. Однако мы видим и примеры недобросовестных практик», — сказала представитель регулятора.

В настоящее время ЦБ обсуждает с участниками страхового рынка практику исполнения рекомендаций: «Общаемся со страховыми организациями, по итогам примем решение, нужны ли будут какие-то законодательные изменения или изменения в нормативные акты. Пока мы придерживаемся формы мягкого регулирования, смотрим как рынок следует за нашими рекомендациями».

До сих пор, констатировала Ненахова, регулятор выявляет в дистанционных каналах практику применения «автогалок». При этом она усложняется, запутывая клиента, пишет Финмаркет.

К примеру ,»клиенту изначально предполагают согласие либо с какими-то условиями, либо с документами. Мы видим разные формы этого согласия, в том числе согласия в сочетании с отрицанием, когда потребитель выражает согласие через отказ от приобретения. Есть предустановленные несогласия, то есть клиенту нужно заранее снять отметку о том, что вы соглашаетесь на приобретение. Даже мы видим примеры двойного отрицания, когда, проставляя отметку, потребитель выражает несогласие с отказом от приобретения«, привела примеры представитель ЦБ.

Читать также:  «Эксперт РА» отозвал без подтверждения рейтинг страховой компании «Паритет-СК»

Кроме того, регулятор выявляет примеры в дистанционных продажах, когда покупателю достаточно сложно найти документы, на которые идет ссылка. «Допустим, вы покупаете одну услугу, а, например, для изучения условий страхования вам нужно пройти 10 кликов и потратить дополнительные усилия, чтобы найти, где все-таки размещены эти нужные документы, которые раскрывают то, что вы покупаете».

Ненахова добавила, что при продаже полисов Е-ОСАГО «есть и хорошие практики, но есть и те практики, которые мы бы считали необходимым исключать».

Во-первых, «не всегда на маркетплейсах можно легко купить полисы на разные виды транспортных средств — полис на грузовик, автобус, полис для такси», сообщила она. Во-вторых, «не всегда есть возможность выбрать срок страхования, например, более короткий — от одного дня до трех месяцев», что четко предусмотрено законом об ОСАГО.

«Соответственно, мы обсуждаем с участниками рынка, с Всероссийским союзам страховщиков (ВСС) эти примеры, видим, что в принципе они готовы устранять недостатки в дистанционных страховых продажах», заключила Ненахова.

В ходе выступления она напомнила, что с 1 сентября 2025 года в РФ вступают в силу поправки в закон о защите прав потребителей, согласно которым «у нас в любом продукте будет запрещено автоматически выражать согласие потребителей на оформление дополнительных услуг».

В преддверии вступления в силу изменений в закон ЦБ «направлял страховому сообществу письмо о необходимости своевременно налаживать клиентские пути в соответствии с требованием нового законодательства», сказал она.